Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Моя деятельность заключается в выявлении и коррекции нарушений когнитивных процессов, преодоление и предупреждение нарушений мыслительных процессов путём специального коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ (ЗПР).
Содержание моей деятельности направлено на решение следующих задач:
-
выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;
-
определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;
-
разработка индивидуальных маршрутов развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ;
-
динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения и реальными достижениями, уровнем развития ребёнка;
-
проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программного материала;
-
консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Термин "задержка" подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. Перечислим наиболее характерные особенности детей с ЗПР: • снижение работоспособности; • повышенная истощаемость; • неустойчивость внимания; • более низкий уровень развития восприятия; • недостаточная продуктивность произвольной памяти; • отставание в развитии всех форм мышления; • дефекты звукопроизношения; • своеобразное поведение; • бедный словарный запас; • низкий навык самоконтроля; • незрелость эмоционально-волевой сферы; • ограниченный запас общих сведений и представлений;
• слабая техника чтения; • неудовлетворительный навык каллиграфии; • трудности в счете через 10, решении задач.
Занятия в коррекционно-развивающих группах обеспечивают детям с ЗПР овладение первоначальными знаниями и умениями, а также развитие мышления, памяти, речи, других познавательных процессов до более высокого уровня, чем у детей этой категории, не охваченных специальной коррекционной работой.
Пребывание в специальных условиях благоприятно сказывается на развитии игровой деятельности детей с ЗПР, их личности - интересах, мотивации учения, на развитии взаимоотношений, общения и др. В общем психическом развитии детей подготовительной группы важную роль играет новая жизненная позиция. Они начинают понимать, что впереди их ждет школа, усиливаются тяга к общению со взрослыми, стремление к выбору партнеров для завязывания дружеских контактов, сотрудничества в игре. Дети начинают прислушиваться к тем оценкам, которые дают их индивидуальной деятельности взрослые и сверстники. Эти оценки служат для детей средством самопознания, на их основе складывается самооценка. Поэтому так важно корректировать мнение сверстников о том или ином ребенке, чтобы предохранить от возникновения у него завышенной или заниженной самооценки. Для повышения уровня общего развития детей с ЗПР чрезвычайно важна роль регулярных занятий. На занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и умений, но главное - они приобретают умения слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это - важные предпосылки будущей деятельности, т.е. умения самостоятельно учиться, приобретать знания.
Большое значение в коррекционной работе с детьми с ЗПР имеют лечебные и профилактические мероприятия, так как функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегетососудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обусловливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство воспитанников коррекционно-развивающих групп нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом активном лечении у педиатра, невролога и детского психиатра. Особенно необходима такая помощь дошкольникам из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствуют укреплению здоровья детей. |
|