Задержка психического развития

 Сайт учителя-логопеда

 ДОЛГОПОЛОВОЙ

 ВИКТОРИИ НИКОЛАЕВНЫ

МАДОУ города Нижневартовска ДС №60 "Золушка"

Задержка психического развития

 

Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

Моя деятельность заключается в выявлении и коррекции нарушений когнитивных процессов, преодоление и предупреждение нарушений мыслительных процессов путём специального коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ (ЗПР).

Содержание моей деятельности направлено на решение следующих задач:

  • выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;

  • определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;

  • разработка индивидуальных маршрутов развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ;

  • динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения и реальными достижениями, уровнем развития ребёнка;

  • проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программного материала;

  • консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Термин "задержка" подчеркивает временной (несоответствие уровня психи­ческого развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный ха­рактер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим зна­ниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Перечислим наиболее характерные особенности детей с ЗПР:
• снижение работоспособности;
• повышенная истощаемость;
• неустойчивость внимания;
• более низкий уровень развития восприятия;
• недостаточная продуктивность произвольной памяти;
• отставание в развитии всех форм мышления;
• дефекты звукопроизношения;
• своеобразное поведение;
бедный словарный запас;
низкий навык самоконтроля;
• незрелость эмоционально-волевой сферы;
• ограниченный запас общих сведений и представлений;

слабая техника чтения;
• неудовлетворительный навык каллиграфии;
• трудности в счете через 10, решении задач.

Занятия в коррекционно-развивающих группах обеспечивают детям с ЗПР овладение первоначальными знаниями и умениями, а также развитие мышления, памяти, речи, других познавательных процессов до более высокого уровня, чем у детей этой категории, не охваченных специальной коррекционной работой.

Пребывание в специальных условиях благоприятно сказывается на развитии игровой деятельности детей с ЗПР, их личности - интересах, мотивации учения, на развитии взаимоотношений, общения и др. В общем психическом развитии детей подготовительной группы важную роль играет новая жизненная позиция. Они
начинают понимать, что впереди их ждет школа, усиливаются тяга к общению со взрослыми, стремление к выбору партнеров для завязывания дружеских контактов, сотрудничества в игре. Дети начинают прислушиваться к тем оценкам, которые дают их индивидуальной деятельности взрослые и сверстники. Эти оценки служат для детей средством самопознания, на их основе складывается самооценка. Поэтому так важно корректировать мнение сверстников о том или ином ребенке, чтобы предохранить от возникновения у него завышенной или заниженной самооценки.
Для повышения уровня общего развития детей с ЗПР чрезвычайно важна роль регулярных занятий. На занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и умений, но главное - они приобретают умения слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это - важные предпосылки будущей деятельности, т.е. умения самостоятельно учиться, приобретать знания.

Большое значение в коррекционной работе с детьми с ЗПР имеют лечебные и профилактические мероприятия, так как функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегетососудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обусловливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство воспитанников коррекционно-развивающих групп нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом активном лечении у педиатра, невролога и детского психиатра. Особенно необходима такая помощь дошкольникам из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствуют укреплению здоровья детей.

Дата последнего обновления страницы 06.10.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»